Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человечество в своем развитии на современном этапе столкнулось с проблемой антропогенных изменений окружающей среды такого масштаба, что они не только существенно затрудняют ведение широкого спектра видов хозяйственной деятельности, но и ставят под угрозу само существование человеческой цивилизации и человека, как биологического вида. А поскольку эти изменения окружающей среды являются результатом хозяйственной деятельности самого человека и в процессе ее осуществления продолжают нарастать, закономерным становится и вопрос о возможном снижении экологических последствий ведения хозяйства за счет осуществления комплексов мероприятий, направленных на сохранение устойчивости окружающей среды. Однако, планируя и осуществляя такого рода деятельность, следует иметь ввиду, что современный экологический кризис зашел уже настолько далеко, что исключительно механистический подход к охране и восстановлению природной среды вряд ли может существенно улучшить ситуацию. Здесь уже необходимы принципиально иные подходы к ее организации, в основе которой лежат нравственные принципы гармоничного сосуществования человека и окружающей среды и понимание законов бытия природы. А это уже нечто иное по сравнению с современной практикой охраны окружающей среды, т.е. не технологическая, а экологическая культурная основа данного направления деятельности. Вопрос перехода к новой культурной основе охраны природы становится все более актуальным ввиду, с одной стороны, постоянно нарастающего антропогенного прессинга на окружающую среду и увеличения интенсивности и разнообразия возникающих откликов, с другой стороны, в силу возникающего понимания, что механистический подход к охране природы – это полумеры, дающие на современном этапе только краткосрочный результат, что во многом обусловлено именно их недостаточностью ввиду слабых культурных основ такого рода деятельности.
Целью настоящей работы является рассмотрение принципов и подходов к организации природоохранной деятельности в рамках парадигмы экологической культуры.
В задачи исследования входит:
• Рассмотрение охраны природы, как формы хозяйственной деятельности;
• Анализ экологической культуры, как социального фактора современности и рассмотрение основных принципов построения на ее основе хозяйственной деятельности;
• Описание возможностей и подходов для организации природоохранной деятельности на основе принципов экологической культуры
Методами исследования являются: описательный, научный анализ и синтез, системный подход.
Гипотеза исследования: технократический подход к охране окружающей среды фактически изжил себя, следование ему не дает желаемых результатов. Поэтому природоохранную деятельность следует осуществлять в рамках парадигмы экологической культуры, т.е. на основе комплекса знаний об окружающей среде и нравственных установок на человеческую деятельность в гармонии с окружающей средой.
Объект исследования: экологическая культура.
Предмет исследования: возможность использования экологической культуры в качестве основы организации и ведения природоохранной деятельности.
В настоящее время вопрос использования экологической культуры в области охраны окружающей среды, как комплексная проблема только начинает исследоваться, хотя отдельные ее аспекты достаточно хорошо изучены. В качестве примеров рассмотрения данной проблематики, как целостной, можно привести работы Салова Е.И., Губанова Н.Н. и Губанова Н.И. и ряда других авторов.
ГЛАВА 1. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
1.1. Общие понятия об охране окружающей среды
Человек, будучи существом биологическим и социальным, представляет собой открытую систему, которая находится в процессе постоянного обмена веществом, энергией и информацией с внешним по отношению к нему миром. Собственно, осознанное человеком существование себя, как биологического объекта (тела) и как личности, своих границ, наличия мира (объектов и их совокупностей) вне себя, насущной необходимости взаимодействия с внешним миром для своего выживания, самой жизни, как процесса взаимодействия с внешним миром и делает необходимым для него понятие об окружающей среде. Само это понятие относится к фундаментальным и используется в целом ряде направлений человеческой деятельности (в том числе и непосредственно не связанных друг с другом), которые предусматривают активное взаимодействие человека с внешним миром или отдельными его крупными составляющими. В широком смысле этого понятия окружающая среда – это та часть внешнего мира, с которой человеку приходится на практике или гипотетически непосредственно взаимодействовать. Такое понимание окружающей среды зафиксировано, как в нормативно-правовых документах (в том числе и самого высокого ранга), так и в научной литературе. Например, закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» дает следующее определение данного понятия: «окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов» . Аналогичный подход широко распространен и в современной отечественной науке, особенно в направлениях, связанных с исследованиями взаимодействия человека и общества с внешними по отношению к ним объектами и системами. Например, в науках о Земле одной из влиятельных позиций по данному вопросу является точка зрения, сформулированная еще в позднесоветское время, в соответствии с которой под окружающей средой понимают «взаимодействующую совокупность природных и техногенных тел, веществ, условий, явлений, т.е. то земное окружение, в котором происходит (осуществляется) деятельность человека, а также функционирование общества и развитие живых и неживых объектов природы» . Соответствующие представления отражены и в учебной литературе, связанной с подготовкой специалистов в данной группе направлений. Их хорошо иллюстрирует, например, определение: «Понятие «окружающая среда» включает социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, т.е. все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь и деятельность человека» .
При подобном понимании окружающей среды в нее включается вся географическая оболочка (зона контакта литосферы, гидросферы и атмосферы на всю глубину их взаимопроникновения, в том числе и вся биосфера, а также техногенные объекты и комплексы). Однако, такое представление об окружающей среде в заметной мере размывает представление о ней, как о предмете исследовательской и практической деятельности. Для более точного разграничения предметных областей для исследовательских и практических целей выделяют компоненты (среды) входящие в окружающую среду в качестве подсистем. Это:
• Природная окружающая среда – комплекс объектов, факторов и систем, никак не связанных в своем происхождении и функционировании с деятельностью отдельных людей и человечества в целом, существующий независимо от них и являющийся субстратом для объектов, создаваемых человечеством, а также источником ресурсов для их создания и эксплуатации и поддержания жизни людей. Характерной чертой природной среды здесь является отсутствие в ней в текущее время и обозримом прошлом непосредственного интенсивного вмешательства человека в протекающие процессы (это, однако, не исключает посещения человеком территорий с такой средой и даже изъятия им при таком посещении некоторых объектов);
• Природно-антропогенная (или антропогенно-природная) окружающая среда – совокупность территориальных систем хозяйства, где основные направления хозяйственной деятельности связаны с получением продукции низких уровней передела или нематериальных благ от эксплуатации тех или иных естественных факторов путем определенной модернизации природных комплексов и их компонентов, которая, в ряде случаев, может быть довольно глубокой (например, формирование антропогенных почв со свойствами, заметно отличными от природных ). Примерами природно-антропогенных территориальных систем могут служить сельскохозяйственные, лесохозяйственные, рекреационные и др,, которые, в случае снятия антропогенной нагрузки смогут или достаточно быстро (в течение нескольких лет, максимум – десятилетий) вернуться в состояние, близкое к исходному, существовавшему до освоения человеком или, наоборот, деградировать под влиянием природных процессов (эрозии, опустынивания и пр.) и утратить значительную часть своей биопродуктивности и сложности связей ;
• Техногенная среда – часть географической оболочки, существующая в виде целостных природно-территориальных комплексов только в условиях постоянного пребывания на ней человека и преобладания здесь хозяйственной деятельности, ведущейся по принципам, не соответствующим естественной динамике вещества и энергии, как для данной местности (в минимальном случае), так и для географической оболочки в целом (в пределном случае развития техногенной среды). При этом, территории, входящие в техногенную среду, настолько изменены антропогенным воздействием, что в качестве функционально целостной территориальной единицы (ландшафта) могут существовать только при условии сохранения антропогенной деятельности на них. При снятии антропогенной нагрузки, техногенные территориальные комплексы довольно быстро фрагментируются, распадаются на функционально (по направлениям и интенсивности обмена потоками вещества и энергии) независимые друг от друга выделы, которые, однако, на протяжении длительного времени (десятилетий, а, возможно, столетий) имеют существенные отличия и от окружающего (фонового) ландшафта, не сливаясь с ним .
Поскольку каждый отдельный человек и человечество в целом находятся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, критически важной жизненной потребностью, как отдельных людей, так и человечества в целом является наличие определенного качественного состояния окружающей среды, которое позволяет обеспечить реализацию их биологических, иных материальных, а также социальных (в том числе и духовных) потребностей. Однако, в силу того, что окружающая среда как разнокачественное, материальное целое не находится в статичном равновесии , характер взаимодействия с нею отдельных людей, групп людей и человечества в целом постоянно меняется, в том числе и в результате самих этих взаимодействий в прошлом и настоящем и проявившихся их последствий. В ряде случаев в результате взаимодействий людей и групп людей с окружающей средой, ее характер настолько изменяется, что применявшиеся ранее или в принципе возможные в существующих условиях способы взаимодействия с нею оказываются неэффективными (не дают необходимого результата) или просто неприемлемыми (например, представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью человека). Такое состояние окружающей среды является крайне опасным, поэтому, как отдельные люди, так и человечество в целом стремится его избегать. А одним из способов избегнуть данной опасности и является охрана окружающей среды, т.е. комплексы мер, призванных обеспечить недопущение нежелательных изменений свойств окружающей среды на Земле в целом или на отдельных территориях. В узком понимании (характерном, например, для нашей страны ) охрана окружающей среды касается, прежде всего, природной среды и природной составляющей природно-антропогенной и техногенной сред. В расширенной трактовке она может включать и меры по сохранению материальных объектов антропогенного происхождения (например, охрану памятников истории и культуры, градозащитную деятельность и т.п.). В наиболее широком понимании в качестве охраны окружающей среды могут рассматриваться и комплексы социальных и политических мер по сохранению или желаемому изменению общества в целом, а также отдельных социальных страт и личностей. В рамках настоящей работы, строящейся на базе отечественных реалий и предполагающей практический выход в них же, охрана окружающей среды рассматривается в узкой трактовке, т.е., как сохранение в приемлемом состоянии ее природной составляющей в разных типах сред.
Даже в своем узком понимании, охрана окружающей среды представляет собой сложную предметную область теоретической и практической деятельности. Ее ведение связано с решением нескольких концептуальных вопросов, а именно:
• Сущность охраны окружающей среды (т.е. от каких воздействий каких агентов ее охранять, каким образом и в какой степени);
• Предмет охраны (признаки и границы того, что можно считать природной составляющей окружающей среды, какая ее часть подлежит охране);
• Промежуточные и конечные цели охраны, критерии их достижения, принципы функционирования системы мониторинга состояния окружающей среды на соответствие им, а также сущность и принципы устройства и функционирования механизма корректировки целей охраны окружающей среды и критериев их достижения;
• Применяемые формы и средства охраны окружающей среды;
• Персонализация деятельности и ответственности, связанной с охраной окружающей среды, т.е. определение того, какие лица/социальные группы или структуры, на каких основаниях и в каких объемах и формах они должны/обязаны осуществлять эту деятельность, каковы их полномочия в ее рамках, а также кто и как осуществляет контроль и регулирование соответствующей деятельности;
• Устройство и функционирование системы мотивации и стимуляции деятельности в области охраны окружающей среды, в том числе ее социально-культурная и нормативно-правовая база;
Указанным списком круг концептуальных вопросов, связанных с охраной окружающей среды отнюдь не исчерпывается, однако они представляются наиболее важными и существующими на протяжении всего исторического времени. От их решения в конечном счете зависела эффективность охраны окружающей среды и ее результат. А сами подходы к решению данного комплекса вопросов связаны с пониманием окружающей среды и ее роли в жизни человека и общества в конкретную эпоху в конкретной социальной системе, а также принципов устройства и функционирования данной социальной системы, как таковой. Кроме того, немаловажным фактором, влиявшим на деятельность в области охраны окружающей среды являлся и является уровень технического развития конкретного общества, преобладающий в нем технологический уклад. Последний, с одной стороны, выступает в качестве источника определенного комплекса воздействий на окружающую среду, с другой стороны – комплекса технологических решений по минимизации их негативных аспектов.
Источниками знаний, на которые конкретное общество опиралось при выработке своего понимания окружающей среды и связанных с ним подходов к реализации ее охраны, являются практический опыт (в том числе и необобщенный), а также (не всегда) результаты теоретических исследований (обобщений, моделей прогнозов и пр.). Само это понимание интегрировалось в мировоззрение (обыденное, религиозное, научное и пр.) облекалось в его форму и в соответствии с ним уже получало свою практическую реализацию. Какие-то ее моменты фиксировались в долговременных традициях (обычаях, религиозных обрядах, правилах поведения и приличия и пр.) , что-то фиксировалось в виде правовых норм, обязательных к исполнению (законодательных актов, указов и т.д.), другие концептуальные решения реализуются через технологии и т.п. Варианты конечных решений в данной сфере весьма разнообразны.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (действ. ред., послед. изменения внесены 21.07.2014 г. № 219-ФЗ)
2. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf
Учебники и монографии
3. Антропогенные почвы / М. И. Герасимова, М. Н. Строганова, Н. В. Можарова, Т. В Прокофьева. - М., 2003. -268 с.
4. Балацкий О. Ф., Мельник Л. Г., Яковлева А. Ф. Экономика и качество окружающей природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 190 с.
5. Бенин, В. Л. Культурологическая компетентность субъекта профессионально-педагогической деятельности : учебное пособие для студентов и преподавателей высшей школы / В. Л. Бенин, Д. С. Василина, Е. Д. Жукова. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2016. - 299 с.
6. Вернадсиий. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М. Наука, 2001. - 365 с.
7. Волков Г. А. Предупреждение и минимизация экологического вреда // Законодательное обеспечение охраны животного мира: монография / Е. Л. Минина, С. А. Боголюбов, Ю. А. Тихомиров [и др.]; отв. ред. Н. А. Духно, С. А. Боголюбов. М., 2016.
8. Мильков, Ф.Н. Ландшафтная сфера Земли Текст: монография /Ф.Н. Мильков. М.: Мысль, 1970 207 с.
9. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. Москва, Устойчивый мир, 2001, 432 с.
10. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек: учебное пособие / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1986. 416 с.
11. Писарик В.М. Экологическая культура: Учебное пособие / В.М. Писарик. – Минск, 2018.
12. Экология и экономика природопользования : Учебник для вузов / Под ред. 3. В. Гирусова, В. Н. Лопатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 519 с.
Публикации в периодических изданиях
13. Бабинцева Е. А. К вопросу истории охраны окружающей среды на территории Германии XI-XX вв. // Genesis: исторические исследования. 2018. №6. – с. 1-6.
14. Бекимбетов Б.М. Основы природоохранной деятельности и вопросы формирования экологического мировоззрения // Инновационная наука. 2020. №3. – с. 44-47
15. Белокопытова И. Г. Эволюция представлений о взаимоотношениях человека и природы (философское осмысление) // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. 2011. №2. – с. 58 – 63
16. Губанов Н. Н., Губанов Н. И., Черемных Л. Г., Доценко М. Ю. Биоэтика и экологическая этика в современном обществе // Гуманитарный вестник. 2021. №4 (90). - с. 8
17. Де Фаате Абрахам Бий, Менке Уте Являются ли экологические цели подходящими критериями для оценки результатов восстановления реки (на примере нижнего течения рек Рейн и Маас в Нидерландах) // Водное хозяйство России. 2010. №2. – с. 111 – 128
18. Дулов А. В. «Не руби сук, на котором сидишь». Народные традиции охраны природы в России 10 — середины 19 вв. // Историко-экономические исследования. — 2009. — T. 10, № 3.
19. Думнов А.Д. Окружающая природная среда, как предмет статистического исследования // Портал «Природа России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=8448
20. Задворянская Т.И. Современные тенденции отечественной и зарубежной практики как творческий импульс для формирования нового градостроительного подхода // Вестник ВГАСУ. Серия: Строительство и Архитектура. 2008. Вып. 2 (10). С. 146-154.
21. Игнатьева М. Н. Основные положения геоэкосоциоэкономического подхода к освоению природных ресурсов // Известия УГГУ. 2014. №3 (35). – с. 74 -80
22. Ильин И. В., Урсул А. Д., Урсул Т.А. Ноосферогенез как глобальный процесс (концепция нооглбалистики) // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2014. №1-2. – с. 33-50
23. Калликот Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: пропедевтика // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 308-327.
24. Кичигин Н. В. Минимизация и предупреждение эколого-правовых рисков // Журнал российского права. 2018. №8 (260). – с. 144 - 154
25. Клюканова Л.Г. Об особенностях нормативного закрепления принципа организации экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры в нормах российского законодательства // Образование и право. 2014. №1-2. – с. 20-32
26. Мангасарян В. Н. Религия и экология // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. №2. – с. 62 - 68.
27. Матвеев Г. В. Место и роль органов правопорядка в обеспечении экологической безопасности // Философия права. 2008. №3. – с. 103 - 105
28. Махотлова М. Ш. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования // Московский экономический журнал. 2018. №4. – с. 148 - 154.
29. Нижников С.А. Концепт «осевого времени» Карла Ясперса и библейский профетизм о. Александра Меня // «Соловьевские исследования». Вып. 4 (28). Иваново, 2010. С. 28—34.
30. Николаев, В. А. Ландшафтоведение и земледелие / В. А. Николаев // Структура, функционирование, эволюция природных и антропогенных ландшафтов : Тез. докл. X ландш. конф. - М. ; СПб., 1997. - С. 209-210.
31. Перелет Р. А. Экосистемный подход для управления природопользованием и природоохранной деятельностью // Экономика природопользования. 2006. № 3. С. 3-19.
32. Поздняк С.С., Мишаткина Т.В. Концептуальные основания современной экологической этики. Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир — 9): 9-я Международная научная конференция. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019, с. 168-169.
33. Поляков П. В. Влияние социально - экономических факторов на формирование рационального природопользования. Экономика и экология территориальных образований. 2016. № 3. С.72-77.
34. Розанов Л.Л. Актуальные аспекты прикладной геоэкологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2013. № 4. С. 46-53.
35. Розанов Л.Л. Четвертичные отложения и охрана окружающей среды // XI Конгресс ИНКВА: итоги и перспективы. М.: Наука, 1985. С. 129-136.
36. Салов, Е. И. Экологическая культура – основание целостного подхода к теории и практике экологического менеджмента ( информационно-управленческий и синергийно-философские аспекты) / Е. И. Салов, С. Е. Салова // ВИНИТИ. Сер. Проблемы окружающей среды и природ. ресурсов. – 2004. - № 3. – С. 63-74.
37. Тобоев А.И. Понятие экологического сознания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. №3 (7). – с. 23-26
38. Фоменко Г. А. Управление природоохранной деятельностью: эволюция институциональных изменений // Проблемы региональной экологии. 2019. №4. – с. 52 - 63
39. Хусаинов З. Об экологической культуре // Высшее образование в России. 2004. №9. – с. 84-85.
40. Чуйкова, Л.Ю. Содержание понятия экологическая культура в социальной системе / Л. Ю. Чуйкова // Эколого-биологические проблемы Волжского региона и Северного Прикаспия: материалы IV Всероссийской научной конференции.- Астрахань: АГПУ, 2001.-С.23-125.